«Фармак» сэкономил на лекарстве

Международная компания STADA не смогла добиться успеха в противостоянии с украинским производителем «Фармак». Как стало известно «Ъ», Высший хозяйственный суд отказал истцу в требовании запретить продажи украинского препарата, схожего с его флагманским лекарством «Хондроксид». Фактически украинская компания сумела значительно сэкономить на выводе своего препарата за счет конкурента без каких-либо последствий, отмечают эксперты.

Компания «Фармак» отстояла право на выпуск и продажу препарата под торговым названием «Хондрасил». Вчера руководитель юридического департамента «Фармака» Дмитрий Таранчук рассказал «Ъ», что Высший хозяйственный суд вынес соответствующее решение 14 ноября. Запрета на производство препарата под этим названием добивалось в судах подразделение мирового фармпроизводителя STADA, ОАО «Нижфарм».

Судебные споры между компаниями длятся с 2010 года. Речь идет о мази противовоспалительного действия «Хондрасил», которую «Фармак» начал выпускать в феврале 2010 года. Препарат имеет схожий состав с мазью «Хондроксид», выпускаемой компанией «Нижфарм». В связи с этим фармпроизводитель подал иск в суд с требованием того, чтобы «Фармак» прекратил производство и реализацию препарата «Хондрасил», а также не использовал это название в рекламе.

Заместитель гендиректора STADA по странам СНГ Иван Глушков не стал комментировать решение, так как еще не ознакомился с ним. Однако ранее в юридической фирме «Ильяшев и партнеры», представлявшей в суде интересы «Нижфарм», отмечали, что одной из причин обращения ее клиента в суд стало снижение продажи препарата «Хондраксид», поскольку стоимость препарата «Фармак» была на тот момент вдвое ниже. Директор консалтинговой компании «Агентство медицинского маркетинга» Юрий Чертков отмечает, что для «Нижфарм» препарат «Хондраксид» бюджетообразующий. По данным компании «Бизнес-Кредит», в продажах STADA в Украине доля «Хондроксида» в 2010 году составила 36,91% ($2,35 млн), в 2011-м — 37,93% ($2,46 млн), а за первые девять месяцев 2012 года — 35,5% ($2,25 млн).

Продвижение «Хондраксида» потребовало от STADA значительных ресурсов. По данным рекламного агентства ZenithOptimedia, с начала 2010 года и по октябрь 2012 года «Нижфарм» приобрел более 2 тыс. WGRP (единица продажи рекламы на ТВ) на рекламу препарата «Хондраксид», потратив на это 4-6 млн грн, и еще порядка 300 тыс. грн вложил в рекламу в прессе. Тогда как «Фармак» в указанное время не купил ни одного WGRP и потратил всего порядка 600 тыс. грн на рекламу «Хондрасила» в прессе и на радио. По данным «Бизнес-Кредита», доля продаж этого препарата в общих продажах «Фармака» в 2010 году составила 12,44% ($791,5 тыс.).

Среди фармпроизводителей распространены случаи, когда они выпускают препараты под схожими названиями. «Таким образом, товар намного быстрее запускается на рынке и не требует существенных маркетинговых затрат»,— поясняет управляющий партнер юридической фирмы Danevych Борис Даневич. Ранее исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей Владимир Игнатов приводил пример, что через некоторое время после выхода на рынок препарата «Фестал» началась продажа лекарства «Вестал». Господин Чертков вспоминает, как компания «Дарница» начала производство препарата «Урсохол». «Через некоторое время Житомирская фармацевтическая фабрика начала выпуск препарата «Урохол». Когда в компании «Дарница» сказали, что подадут в суд на конкурента, если он не изменит название препарата, Житомирская фармфабрика изменила его на «Урохолум» и продолжила продавать препарат»,— говорит господин Чертков.

В истории противостояния двух производителей еще рано ставить точку. «Фармак» не стал дожидаться решения Верховного суда и уже отказался от продаж «Хондрасила», перерегестрировав торговый знак на «Хондра-сила». Господин Таранчук рассказал: «Мы начали выпуск лекарства «Хондра-сила». В данном случае компанией преследовалась главная цель — усилить степень несхожести такого наименования с торговой маркой «Хондроксид»»,— поясняет господин Таранчук. Будет ли STADA продолжать судебные тяжбы, вчера выяснить не удалось.

Вероника Гаврилюк, Мария Попова

Коммерсант-Украина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *