Скандал с тушенкой: новый уровень битвы за аутсорсинг

В Министерстве обороны Украины зреет очередной «продовольственный» скандал. В военное ведомство обратилось Главное следственное управление МВД Украины, которое в письме № 13/9/2-3/89д за подписью старшего следователя по особо важным делам О.Л.Кинаша потребовало на основании статьи 93 УПК Украины передать следствию копии актов всех проверок, проведенных с января 2012 по май 2013 гг, относительно соблюдения ООО «Провідна продовольча компанія ЗС», ООО «Метсобстар-ХК», ООО «Оптукрпром-ВР», ЧП «Артек-Союз» и ООО «Укрпродакорд-ОР» правил организации питания военнослужащих. Основание – уголовное производство № 12013000000000246 от 26.02.2013 г относительно нанесения Министерству обороны Украины материального ущерба в особо крупных размерах путем нарушения тендерной процедуры закупок продовольственных услуг.

По сути, это – начало активной фазы тайной войны нынешнего министра обороны Павла Лебедева против своего предшественника – Михаила Ежеля («промежуточный» между ними глава оборонного ведомства Дмитрий Саламатин по непонятным причинам в продовольственную сферу особо не ввязывался, сосредоточившись на «фокусах» с вооружением и военной техникой). Именно Ежель неимоверными усилиями разрушил в 2011-2012 гг тщательно создаваемую до него предельно коррумпированную систему аутсорсинга (понятие, заключающееся в организации обеспечения армии и флота различными услугами со стороны коммерческих компаний), чтобы создать свою личную, еще более коррумпированную схему. Взявшийся разрушить ее Лебедев, вполне очевидно, собирается перестроить этот коррупционный организм уже под себя.

Приказ «О взятии Берлина»

Собственно, скандалы с нетленным запахом армейской тушенки в военном ведомстве никогда и не затихали с самого начала введения аутсорсинга в 2006-2007 гг. Вопрос лишь в том, насколько надежно была похоронена информация о разборках по поводу обеспечения армии продовольствием в стенах кабинетов военных чиновников и офисов коммерческих структур. Ведь отголоски некоторых из этих «войн» таки становились достоянием общественности. Но это – в единичных случаях, когда скрыть беспредел на продовольственном фронте было просто невозможно.

В частности, отказ от нарядов по кухне во всех воинских частях и введение системы аутсорсинга министр обороны Анатолий Гриценко, при котором и произошли эти события, назвал «в прямом смысле очищением армии от свинства». Нынешний оппозиционер-нардеп тогда радовался, что наконец-то в армии нет больше свинарников, каких были сотни, в солдаты занимаются «исключительно военным делом».

В определенном смысле это было правдой. В западных странах уже достаточно давно аутсорсинг стал нормой для армии. Причем речь идет не только об обеспечении питанием солдат, но и даже об обслуживании вооружения и военной техники, и других «почти военных» услугах (автора этих строк в свое время поразило, что самую крупную базу КФОР «Бондстил» в Косово, набитую до отказа войсками и оружием, охраняет… американская частная охранная фирма). Это позволяет привлечь к выполнению отдельных функций узких специалистов, но самое главное – сокращает армию, избавляя ее от всевозможных структур обеспечения и оставляя в ней лишь боевую компоненту.

Но Гриценко никогда не упоминал (кстати, информация об этом вообще прошла как-то мимо общественности, нет ее в СМИ и на сегодняшний день), что сам переход армии на аутсорсинг выглядел достаточно подозрительно и непрофессионально, хотя готовился он достаточно долго. В частности, разговоры о переходе ВС Украины на аутсорсинг начались в начале 2000-х, но первым реальным шагом по его внедрению было поручение Президента Украины (тогда – Л.Кучмы) от 02.06.2003 №452/19006-01 относительно проведения эксперимента в ВС Украины и других военных формированиях по обеспечению продовольствием и горюче-смазочными материалами путем привлечения структур малого и среднего бизнеса. Первое поручение Президента «последствий» не имело, и свет увидело второе, более конкретное, за №452\35529-01 от 06.02.2004, с указанием конкретных сроков. Этим поручением Президент обязывал Кабинет Министров Украины организовать с 01.01.2005 обеспечение продовольствием 10% общей численности армии силами гражданских коммерческих структур, с последующим ежегодным увеличением этого показателя.

Но украинское правительство редко когда отличалось и отличается намеками на эффективность и исполнительность. Потому реально эксперимент был начат лишь в марте 2006 года. Стоит также заметить, что, зная о данном поручении, никто в армии всерьез его не воспринимал и к эксперименту не готовился. В этом случае военная бюрократическая машина продемонстрировала свою более чем обычную инертность и полное отсутствие способности к какой-либо разумной инициативе. Потому вводился аутсорсинг по также обычной в армии схеме – с маханием шашкой и чисто силовыми решениями.

В частности, 12.01.2006 министр обороны Анатолий Гриценко подписал приказ №8 «Об организации питания личного состава ВСУ путем привлечения на конкурсной основе субъектов предпринимательской деятельности». В нем командующим видами Вооруженных сил, заместителю начальника Генштаба – командующему Сил поддержки, Департаменту обеспечения материальными ресурсами и Департаменту финансов была поставлена задача в срочном порядке перевести на аутсорсинг 9 воинских частей (10% от численности ВСУ).

Приказ МО №8 в Минобороны и Генштабе сразу назвали «Приказом о взятии Берлина». Им не учитывались ни правовые моменты, ни способности существующей еще «советской» схемы обеспечения продовольствием войск вписать в себя «буржуйскую» схему аутсорсинга. И хотя в Минобороны приказ выполнили и даже перевыполнили (на аутсорсинг вместо 9 было переведено сразу 13 воинских частей – 21,4% общей численности ВСУ), подобная ретивость лишь усугубила проблему.

Основные «проколы» в продовольственной сфере за период внедрения аутсорсинга были позже изложены в письме главы КРУ Н.Сивульского на имя министра обороны Ю.Еханурова № 08-14/992 от 22.05.2008 «О результатах использования бюджетных средств на обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Украины продовольствием» (копия письма находится в распоряжении автора этой статьи). В нем были изложены основные нарушения в этой сфере, выявленные КРУ в «переходных» 2006-2007 гг, когда основная часть ВСУ и переводилась на аутсорсинг. В частности, указывалось, что «существующий порядок выполнения бюджетных программ в части обеспечения продовольствием личного состава Вооруженных Сил Украины, в частности, распределение одних и тех же функций распорядителя средств между структурными подразделениями Министерства обороны (Департамент обеспечения материальными ресурсами) и Генерального штаба ВСУ (Центральное управление продовольственного обеспечения тыла Главного управления логистики Командования сил поддержки Вооруженных Сил Украины) и отсутствие ответственности за конечные результаты выполнения бюджетных программ… в 2006 году и 2007 году… не обеспечивали эффективное и рациональное использование бюджетных средств».

Грустный факт состоит в том, что с самого начала и вплоть до сегодняшнего дня аутсорсинг, по которому сейчас питается вся армия, не имеет четкой и однозначной правовой базы. А тогда, начав внедрение аутсорсинга, только через три месяца — 19.04.2006 — Анатолий Гриценко, спохватившись, подписал поручение профильным структурам Минобороны и Генштаба «об определении задач относительно разработки проектов нормативно-правовых документов», а сам перечень нормативно-правовых документов, в которые необходимо было внести изменения, был составлен в июне. То есть телега была поставлена впереди лошади: проходил по сути не эксперимент, начать с которого и «обкатать» все вопросы планировалось при Кучме, а полноценное внедрение аутсорсинга без всякой подготовки.

Неразбериха и отсутствие четкого разграничения функций между структурами МО и ГШ, как указано в письме господина Сивульского, «существенно ухудшили в 2007 году состояние обеспечения продовольствием военнослужащих. Осуществлялась закупка продовольствия, в котором не было необходимости, а также пересчитывались средства предпринимательским структурам за фактически не предоставленные в 2007 году услуги по питанию военнослужащих». Здесь же глава КРУ приводил данные о намеренном завышении цен на закупаемое в 2007 году продовольствие («необоснованное увеличение стоимости питания в сумме 8,8 млн грн»), о том, что «субъектам предпринимательской деятельности пересчитано в конце 2007 года необоснованных потребностью бюджетных средств в сумму почти 41 млн грн» и т.д. Также господин Сивульский в своем письме с возмущением указывал, что «в 2007 году оказались лишними (не могли быть использованы на нужды Минобороны) продукты питания, изъятые из неприкосновенных запасов поточного обеспечения. Из-за угрозы порчи этих продуктов и нанесения значительных убытков государству по причине невозможности использования их по назначению руководством Министерства обороны принято решение по их изъятию из оперативного управления продовольственных складов (баз) и осуществлению безоплатной передачи продовольствия на общею сумму 2,6 млн грн Департаменту Украины по вопросам исполнения наказаний».

Солдатское письмецо для премьера

Так было положено начало одной из самых коррупционных армейских схем, вполне эффективно действующей и сегодня: это вывод на тендер только «своих» фирм (или «почти своих» с получением откатов – если сначала их сумма составляла от 10% от суммы контракта, то в последние пару лет – от 35%), намеренное завышение цен на продовольствие, а также закупка заведомо излишнего продовольствия опять таки по баснословным ценам. За все годы своего существования эта схема позволила легко и просто раздерибанить десятки и сотни миллионов бюджетных гривен.

Кстати, руководство МО, восхваляя прелести аутсорсинга, всегда забывало упомянуть о и минусах: бизнесмены оказались слабо подготовленными к организации питания в полевых условиях, например во время учений. Кстати, в типовом договоре между воинской частью и коммерсантами содержался пункт, которым компании освобождались от ответственности за выполнение контракта в случае военных действий, диверсий и прочих чрезвычайных ситуаций – это было уже верхом подлости военных чиновников, которые просто забыли, зачем вообще нужна армия.

К тому же остро встал вопрос с пополнением складов НЗ (неприкосновенный запас на случай войны и прочего). Раньше харчи закупала продслужба, и они шли на вышеупомянутые склады, а изымаемые запасы, которые заменяли, поступали в столовые. Коммерсанты, понятное дело, кормят «с колес», а запасы продовольствия в армии на случай войны по сути исчезли…

Самое смешное в этой истории то, что Анатолий Гриценко, будучи уже народным депутатом и главой парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, все последствия коррупционной схемы, выявленной КРУ в 2008 году, по сути свалил на своего приемника Юрия Еханурова. Последний, отбиваясь, пытался пояснить, что вся эта не особо законная схема была изначально заложена в бытность Гриценко министром, но его мало кто слушал.

Хотя самого Еханурова точно также ловили за руку при необоснованной переплате за продовольственные услуги, и это стало очередным козырем в рукаве главного врага Еханурова в Кабмине – премьер-министра Юлии Тимошенко. В частности, на заседании Кабмина 20 мая 2009 г Юлия Владимировна устроила Еханурову выволочку на основании итогов проверок КРУ за 2008-2009 гг, в которых значилось, что коммерческие структуры поставляли для военнослужащих продукты питания низкого качества по завышенным на 50% ценам.

Тимошенко также рассказала интересную историю – мол, к ней обратился солдат срочной службы и рассказал о том, какая происходит борьба за право осуществлять снабжение для армии. «Солдат мне пишет, что во время приготовления еды один из руководителей передал ему бутылку с неизвестной жидкостью и приказал влить в котел и таким образом дискредитировать компанию, которая поставляет продукты питания. За это ему было обещано 100 долларов аванса, а затем еще 300-400 долларов. Но этот молодой человек, в отличие от преступников в погонах, не стала рисковать жизнью солдат. Он пошел к командиру части и обо всем рассказал», — сообщила Тимошенко. На основании этих историй премьер потребовала отставки министра обороны, и в конце концов его выжила.

Однако все эти скандалы так и оставались детскими шалостями до тех пор, пока в Украине не поменялась власть и в кресло министра обороны не уселся Михаил Ежель.

Торговец мандаринами в образе крейсера

Михаил Ежель, даром что полжизни проходил в военно-морской форме, в душе был всегда бизнесменом в самом нехорошем смысле этого слова. Это его увлечение едва не стоило Ежелю свободы — как известно, в мае 2003 года тогдашний заместитель генпрокурора Александр Атаманюк сообщил, что ГПУ возбудила уголовное дело в отношении экс-командующего ВМС Михаила Ежеля по статьям о превышении военным служебным лицом служебных полномочий, а также халатном отношении к выполнению служебных обязанностей (это дело было успешно закрыто в 2004 году).

Но если о его продажах кораблей из состава военного флота коммерческим структурам по заниженным на миллионы гривен ценам общеизвестно, то мало кто вспоминает то, что на должности командующего ВМС Ежель также весело и задорно торговал мандаринами (может, и не только ими, но именно этот факт стал эпизодом в разваленном позже уголовном деле). В частности, как установило следствие, осенью 1998 года по приказу Михаила Ежеля были заключены и выполнены договоры фрахтования сухогруза «Горловка» для перевозки мандаринов из порта Батуми (Грузия) в украинские порты для последующей продажи. Заправка судов, которые перевозили данный товар, была осуществлена из неприкосновенных запасов ВМС Украины – естественно, также по приказу Ежеля.

Этот коммерческий опыт весьма пригодился Ежелю, когда тот пришел в Минобороны. Одной из главных тем, за которую он сразу же взялся, была именно продовольственная тема – а именно, аутсорсинг. Действуя с напористостью крейсера, Ежель принялся выдавливать с этого рынка присосавшиеся к армии при Гриценко и Еханурове компании, без зазрения совести проталкивая свои. В частности, в прицел нового министра попали два гиганта, осуществлявшие львиную долю контрактов на организацию питания военнослужащих – ГП «Белоцерковский военторг» и ООО «Ивала».

В начале января 2011 г директор предприятия «Белоцерковский военторг» Людмила Рябич заявила об угрозе прекращения горячего питания почти 11 тысяч военнослужащих в 70 военных частях, которым это предприятие предоставляло услуги по организации питания. Причина – в задолженности Министерства обороны, как заказчика услуг, за последние три месяца 2010 года. Сумма задолженности на 31 декабря достигала 30 млн. грн. По словам представителей предприятия, им удавалось решать непростую проблему во многом за счет запасов продуктов собственного производства (муки, круп, овощей, мяса). Однако ресурсы предприятия были ограничены.

Пикантность ситуации состояла в том, что еще за несколько месяцев до этого, в октябре 2010 года было принято Постановление Кабинета министров Украины № 969, согласно которому Министерству обороны Украины выделялось дополнительно к плановым бюджетным расходам 107 млн. грн на то, чтобы полностью погасить все долги военных за продовольствие перед бизнесменами. Казначейство перевело эти средства на счета МО, однако в «Белоцерковском военторге» и «Ивале» этих денег почему-то не увидели.

Более того: тогдашний вице-премьер Сергей Тигипко проводил совещание по данному вопросу, и все проблемы с расчетом за долги Минобороны за продовольственное обеспечение должны были быть решены еще до начала 2011 года. Одновременно Верховная Рада приняла решение (принимался целый Закон Украины № 2899-VI «Про внесення змін до розділу XI «Прикінцеві положення» Закону України «Про здійснення державних закупівель» щодо безперервного забезпечення харчування особового складу Збройних Сил України») на 1 квартал 2011 года оставить в силе тех поставщиков, которые кормили солдат на конец 2010 года, на тех же условиях.

Но Ежелю было начхать и на Тигипко, и на Верховную Раду с ее законами, и – самое главное – на армию. Ибо в результате его действий именно бравые украинские солдатики остались без горячей пищи. Но Бог с ними, солдатики могут и сухой паек погрызть. Однако горячего питания были лишены и детишки-лицеисты, а также больные в военных госпиталях, в то время как организация их питания с помощью сухих пайков строжайше запрещена нормативной базой.

Тут же продовольственные партнеры Ежеля, ради которых он, собственно, и старался, устроили настоящее шоу – предъявляя показные претензии к Минобороны, которое якобы не хотело приласкать новоявленных победителей тендеров. 3 февраля 2011 года на пресс-конференции директор лоббируемого Ежелем предприятия «Провідна продовольча компанія» Дмитрий Медведев заявил, что его компания обвиняет Министерство обороны Украины в отказе подписать с ней договор как с победителем тендера на поставки питания для воинских частей. По его словам, осенью 2010 года в очередном тендере Министерства обороны на организацию питания воинских частей выиграло предприятие «Провідна продовольча компанія» (кстати, приглашение на этот тендер «Белоцерковский военторг» получил уже по окончанию самого тендера). Директор компании отметил, что по результатам тендера было получено право на поставку питания для целого ряда в/ч Киевской, Житомирской, Сумской и Черкасской областей, в которых проходят службу около 11 тысяч военнослужащих. Однако, несмотря на это, компания не была допущена министерством к осуществлению своей деятельности (ну еще бы – ведь на тот момент продолжали работать прежние поставщики, в соответствии с принятым Законом Украины № 2899-VI).

В то же время партнер «Белоцерковского военторга» по несчастью – ООО «Ивала», отвечавшее за питание 105 воинских частей — обратилось с открытым письмом к Президенту Украины Виктору Януковичу. В котором сообщало, что чиновники Минобороны Украины, лоббируя новичка на рынке услуг — ООО «Оптукрпром-ВР» — стремится любой ценой выжить с рынка предприятие «Ивала».

Ежель тут же заявил, что вся система аутсорсинга – это вообще полная туфта, внедривший его Гриценко был авантюристом (что, кстати, недалеко от истины), и теперь армия от аутсорсинга отказывается, выкидывая вообще всех коммерческих поставщиков с рынка и возвращая солдат на кухни. На кого был рассчитан этот цирк – совершенно неясно, ибо, понятно, от аутсорсинга никто в итоге так и не отказался (еще бы – это же сотни миллионов гривен контрактов и «левых» схем!). Но зато Ежель успешно вывел на рынок свои компании, которые и сегодня, после отставки самого Ежеля, себя тут прекрасно чувствуют.

Цена вопроса – 524 миллионов гривен

Придя на пост министра обороны нынешний глава министерства Павел Лебедев со старта начал нехорошие игры против ежелевского наследия. За все время сине-голубой власти он был первым министром, которые вспомнил не только грехи «папередников», но и своих «сине-голубых» предшественников. В частности, новый руководитель прямым текстом обвинял в провалах армейских реформ руководство военного ведомства, рулившее в 2010 году (т.е. – Ежеля).

Подготовив таким образом почву, Лебедев пошел в наступление. В воинских частях как-то резко стали меняться поставщики продовольственных услуг, причем возникающие по этому поводу скандалы не выходят за стены Минобороны. Однако ставленники Ежеля не собираются сдаваться без боя, вставляя палки в колеса задуманному Лебедевым переделу рынка. Дошло до того, что нынешний министр обороны был вынужден для выдавливания нынешних поставщиков использовать свой главный козырь – поддержку Виктора Януковича.

Так в феврале 2013 года в Администрацию Президента Украины поступило его письмо за №220/1236 на имя Виктора Януковича, в котором Лебедев сообщает, что на сегодня 68,5% (524,2 млн грн) всех контрактов на организацию питания солдат осуществляют компании, аффилированные с одним лицом — Атаянцем Олегом Евгеньевичем (в частности, это упомянутые нами ООО «Оптукрпром-ВР» и ООО «Провідна продовольча компанія ЗС», а также ООО «Метсобстар-ХК»). К слову, самого Атаянца давно считают весьма близким другом и партнером Ежеля – по слухам, бывший министр обороны именует Олега Евгеньевича не иначе как «племянником», хотя в родстве, насколько известно, они не состоят.

Тут же Лебедев указал Януковичу, что Атаянц и «группа доверенных лиц» начали действия «по срыву процедуры открытых торгов на 2013 год, а именно: подачу формальных жалоб в Антимонопольный комитет Украины, подготовка жалобы с целью дальнейшей подачи ее в суд». Тут же Лебедев указал, что данные компании, «используя схемы искусственного завышения стоимости товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ и услуг, нанесли убыток державе на сумму почти 288 млн грн путем выведения этих средств в теневой сектор экономики через ряд фиктивных и взаимосвязанных фирм». И тут же министр попросил Президента поручить правоохранительным органам разобраться с этими негодяями.

Таким образом, нынешнюю активность Главного следственного управления МВД Украины против нынешних «кормильцев» армии из числа приближенных к Михаилу Ежелю структур, можно объяснить только попыткой Павла Лебедева очистить рынок уже для своих фирм. Станут ли после этого украинские солдатики лучше питаться, и прекратятся ли обкатанные махинации на продовольствии, дающие сотни миллионов гривен «навара» — вопрос, думается, риторический. Не для того идет война, чтобы победитель не получил «бонусы».

Источник: sled.net.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *