Как пять веков назад реформировалась Европа

Начало Реформации ведет отсчет от публичного выступления (1517) в Германии католического каноника Мартина Лютера.

Его поддержали Ульрих Цвингли и Жан Кальвин (Швейцария), представитель народной Реформации, идеолог крестьянских волнений Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). Она охватила многие страны Европы.

Правда, у одних она происходила в процессе гражданской войны (Германия, Швейцария), в других – национально-освободительных соревнований (Голландия, Швеция), а также относительно мирным путем (Англия, Дания). Другими слова, в Германии Реформация имела умеренный бюргерский характер, в Англии она осуществлялась по инициативе королевской власти в еще более умеренных пределах, в Швейцарии требования буржуазии были наиболее последовательными, поэтому и решительно воплотились в жизнь.

Реформация (лат. – Reformatio – преобразование, исправление, преобразование) – общественно-политическая и церковно-религиозное течение XVI-первой половины XVII века. Она пробудила национальное сознание и способствовала развитию образования, языка, культуры народов Европы и создала ряд новых христианских Церквей. Выдвинула и обосновала новые взгляды о личности, нравственность, наконец, место и роль религии в обществе. Ее острие было направлено против отдельных догм и устройства, экономического и политического положения средневековой Церкви (секуляризация церковных земель, собственности, преодоление злоупотреблений, формализма, коррупции).

Причины Реформации

Доктор богословия Пол Эннс, анализируя причины возникновения Реформации, писал, что ее вспышке способствовали ряд факторов. Среди них – политический, образовательный, человеческий, социальный, экономический и религиозный. Первый вызван завоеванием мусульманами Константинополя (1453), что привело к упадку Восточной Церкви. Ислам двигался на Запад, угрожая власти Папы Римского. К этому присоединилась и соответствующая литература, которая заполонила Европу. Политические власти Рима противостояли возникновения национальных государств и независимых европейских городов. Созрел национальный дух, который производили местные политические лидеры. Вторым стал фактор образования, что обусловило Ренессансом (Возрождением). Она открыла людям классическую литературу. Христианский гуманист Эразм Роттердамский издал Новый Завет на греческом. Это подтолкнуло ученых исследовать его на языке оригинала. Развитие книгопечатания обеспечил многим людям возможность изучать Священное Писание самостоятельно. Третий – общество вернулось к человеку с его правом на веру и надеждой на спасение. Четвертый/пятый факторы – волна экономического фактора через рынки, которые образовались в крупных городах и колониях. Возникновение нового, среднего класса привело к нивелированию денежных потоков, стекались в Рим. Наконец, фактор религиозный. Реформаторы и христианские гуманисты обнаружили определенные разногласия между новозаветной Церковью и католической практикой. Прежде всего речь шла о необходимости ликвидации индульгенции, симонии, коррупции.

Доктор медицинских наук, профессор А. Опарин считает, что Реформация возникла в результате, во-первых, злоупотреблений средневековой Церкви (особенно за индульгенцию); во-вторых, притеснения церковной инквизиции, постоянного системного контроля над человеком церковными структурами; в-третьих, непомерных претензий церковного клира; в-четвертых, жестокого преследования всякого стремления к знаниям и науке. Основное же, по мнению ученого, заключается в том, что люди, наконец, познали долго скрытую истину о том, что Бог – Спаситель человека, а не только Судья, Который стремится наказать. Каждый может лично общаться с Христом, непосредственно получать Его любовь и благодать.

Очевидно, что среди причин возникновения Реформации можно назвать разделение тогдашнего общества на духовное и светское сословия, насущная потребность перевода Священного Писания, богослужебных книг, а также их толкование на родном языке, жестокие преследования и репрессии против вольнодумцев, отсутствие ценностного отношения и мотивации к честному труду, эксплуатация церковным клиром и дворянством крестьян, ограничения непомерными налогами предпринимательской деятельности, подавляющее наличие схоластики в обучении и науке, монополия латыни и силу теории трехязычия.

Реформация и ее факторы

Что такое Реформация? Это – зарождение светской культуры, ее секуляризация от церковной, осознание и восхваления человеческой ценности, утверждения гуманизма, наконец, формирование национального самосознания европейских народов. Реформация повлияла на политические и социальные стремления своей эпохи, формирование ее миротворческой мысли, становление политики веротерпимости. Она предсказала ведущую тенденцию развития теологической, философской и правовой мысли Нового времени. Имела влияние на всю духовную культуру, экономику, политику Европы, ее историю. Параллельно происходило становление и формирование самобытных национальных культур, национальных государств, а иногда и национальных Церквей. Именно в этот период одна за другой возникли национальные Церкви, в частности, в Чехии (гуситство), Германии (лютеранство), Швейцарии (кальвинизм), Англии (англиканство), Московии (основания патриархата, 1589). По словам современного философа Ивана Паславского, именно с общеевропейским процессом следует связывать возникновение Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Она стала закономерным, объективным следствием всего предыдущего развития Украины как неотъемлемой составляющей европейского сообщества. Поэтому ученый пишет, что Иван Франко имел все основания утверждать: Брестская церковная уния (1596) была «приготовлена целым ходом исторического развития».

Авторский коллектив (Валерия Ничик, Владимир Литвинов, Ярослава Стратий) монографии «Гуманистические и реформационные идеи на Украине» (XVI-начало XVII вв.) (– К., 1990) утверждают, что содержание Реформации включает в себя ряд элементов: 1) массовое антифеодальное движение; 2) передбуржуазний движение; 3) движение против господствующей церковной иерархии и клира; 4) секуляризацию под лозунгами борьбы за истинную веру; 5) попытку возрождения первоначального христианства через деятельность общин, построенных на принципах равенства, братства, любви к ближнему; 6) приоритет индивидуально-духовного начала в человеке; 7) формирование наций, национального самосознания, а нередко и создания национальных государств; 8) разделение народности по вероисповедальному принципу.

По словам магистра филологии Я. Лукасика, Реформация – это духовно-общественное движение, развернувшееся после выступления немецкого монаха Мартина Лютера (1483-1546). Он, как и последующие реформаторы: Филипп Меланхтон (1497-1560), Урліх Цвингли (1484-1531), Жан Кальвин (1509-1564), выступал за возвращение Церкви к библейским принципам, от которых она на протяжении веков отошла. Понятие «Реформация» в своем корне имеет слово «форма» (лат. – «вид», «образ»). Приставка «ре» говорит о возвращении в исходную форму, которая была утрачена под влиянием греха. Реформация является движением, который пытается увидеть с библейской позиции не только религиозную, но все сферы жизни. Божьи принципы влияют не только на спасение души, но и на общественную сферу жизни: культуру, экономику, политику. Поэтому Реформация является духовно-общественным явлением, которое коренным образом изменило западную цивилизацию, а через нее – и весь мир.

Реформационное движение в Европе охватил различные социальные слои – от «верхов до низов». Сюда вошли князья (правители), промышленники и торговцы, обедневшее дворянство и рыцарство, деятели науки и культуры, наконец, крестьяне и горожане, на плечах которых стояла вся существующая общественная пирамида. Очевидно, каждая из этих разночинной сообществ преследовала свои задачи – от обретения политической независимости, преодоление раздробленности, установления нормированных правил конкуренции освобождения от застывших догматов, эксплуатации и за отмену сословных привилегий. И все же каждая из них имела свой больший/меньший влияние на дальнейшую судьбу европейской культуры. К этому делу активно подключились гуманисты, наследники Возрождения (Ренессанса).

Среда Реформации

Реформационное движение зародился и развивался в религиозной среде. Другого на то время не было и не могло быть, ведь религия была тогда не единственным полномочным (легитимным) феноменом самоидентичности древнего человека. В отличие от сверхнационального характера средневековой Церкви, что употребляла в богослужбе латинский язык, деятели Реформации, ее участники вводили живые национальные языки в Церкви, практиковали в ней свою литературу, чем укрепляли национальное самосознание и культурное развитие соответствующих сообществ. Речь идет о переводах Священного Писания (Библии) на национальные языки, комментарии и толкования на них библейского текста, создания новых вероисповедных и богослужебных книг, в частности Катехизисов, Символов веры, концепций относительно нравственного воспитания человека, создания и ведения им своих дел, сокращение количества церковных праздников и таинств, наконец, удешевление Церкви и ее институтов.
Лютеранство получило предпочтение в Германии, затем в Скандинавии и Прибалтике. Само слово «Протестация» (протест) сторонников Мартина Лютера на имперском сейме (Шпейєр (1529) дало название – протестанты – всем христианским течениям, созданные Реформацией. Более радикальные реформатские церкви получили влияние в Шотландии и Голландии, на севере Германии, распространились во Франции, Англии (пресвитерианство), а уже затем и в США. 1534-го английский парламент провозгласил короля главой англиканской Церкви, стимулировав этим реформационные процессы.

Статус Реформации

Энциклопедический словарь«: Христианство» (– М, 1995. – Т. 2) отмечает, что при анализе Реформации в любой стране Европы следует учитывать четыре обстоятельства. Первая – статус страны в религиозных, умственных, национальных, политических и социальных отношениях. Вторая – кому принадлежала инициатива реформационного движения и кто им воспользовался? Реформа могла идти снизу, от народа, или сверху, от власти, быть общенародной или сословной, содействовать усилению государственной власти или расширению народных прав. Третья – когда, собственно, происходил реформационное движение в той или иной стране. Здесь важно иметь в виду страны ранней и поздней Реформации. В первых все было новое, другие получали немало готовым; движение, совершившееся в первых странах, застало католицизм врасплох, в других – он встретил прочную противодействие со стороны старой Церкви. Четвертое обстоятельство касается характера учения, действующим в стране, и учений, параллельно с ним зарождались и развивались. Исторические личности Реформации – Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин – имеют приоритетную роль. Однако, не следует недооценивать деятельность прочих реформаторов – Томаса Мюнцера, Мигеля Сервета (1509 или 1511-1553) и Фауста Социна (1539-1604).

Началась Реформация одновременно, в 20-х годах XVI в., а именно в Виттенберге (Мартин Лютер) и Цюрихе (Ульрих Цвингли), преимущественно населенными немецкой нацией. Лютеранству присущ более мистицизм, оно склоняется к монархизма. Цвинглианство имеет республиканский характер (кроме Швейцарии распространилось в имперских городах Западной Германии). Тогда же протестантизм (лютеранство) начинает утверждаться в Пруссии, Дании, Швеции. В Германии не все княжества, приняли реформу, сразу перешли к протестантизму. Англия отошла от Рима в 30-х гг. и учредила особую церковь), до середины XVI века. была только единичным явлением. Речь идет про компиляцию континентального протестантизма (прежде всего лютеранства) и сохранение элементов католицизма (институт духовенства, церковная иерархия, концепция церкви-приходы…).

В конце этого периода возникло новое направление протестантизма – кальвинизм. Во Франции его сторонники получили имя – гугеноты, в Шотландии – пресвитериане, Нидерландах и Германии – реформаты, Польше и Литве – гельветське исповедания. Реформация оторвала от Рима половину западноевропейских наций. Среди некоторых из них протестантизм одержал полную победу, в других – частичные достижения. В последних следует различать государства с федеративным устройством и унитарные. Федерациями в XVI ст. были Германия, Швейцария, Нидерланды. Одни территории (княжества, кантоны, провинции) стали протестантскими, другие остались католическими. В унитарных странах (часть населения восприняла Реформацию) разделение получил не территориальный, а сословный характер (Франция, Польша). Здесь народная масса была малоохоплена протестантизмом, более склонны к нему стали дворяне и горожане. Только некоторые страны (южнороманские нации) избежали влияния протестантизма. В отдельных странах утверждалась та или иная разновидность протестантизма. Иногда в одной и той же стране существовали различные его направления. Скажем, в Германии – лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, Польше – гуситство или «чешские братья», лютеранство, кальвинизм и антитринитаризма, или социнианство, в Англии – англиканство, кальвинизм.

В Реформации массы простолюдин выступают не только как объект, но и субъект креативного действия. Оно было движением народных масс, веками воспитанных на образах и понятиях Библии. Зато тогдашнее церковно-теологическое мировоззрение имело относительную самостоятельность, стояло над живым исповеданием и чувством человека через религиозные формы. Реформаторы, будучи светскими людьми, берут дела веры в свои руки и провозглашают принцип всеобщего священства. Они отрицают значение церковных преданий, рассматривая их творениями человеческого ума. Именно индивидуальный человеческий разум, по их мнению, может познать Божье откровение. Реформаторы восстали не против веры, а против определенных учений о ней. Хотя часть из них (наиболее радикально настроенные) не шли в монашеские кельи и пустыни, а брались за косы и вилы, стремясь реализовать навеянный их верой общественный идеал. При таких обстоятельствах не разум служил вере, а вера – разуму. Реформация вызвала острые конфликты вплоть до возникновения длительных войн, как внутри многих стран, так и между ними. Всем было несладко, все страдали от тогдашней обанкротившейся системы, ее практики и идеологии, все стремились глубоких и необратимых изменений ради лучшей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *