Космический туризм как новый вид активного отдыха

Человечество стремилось в небо издавна: образы Солнца и Луны встречаются во всех древних культурах; античные мыслители всматривались в звезды, соединяя их в созвездия; плеяды фантастов строили свои рассказы на представлениях о неизвестной дали, а конструкторы стремились создать летательные устройства, имитируя птиц. С развитием авиации человек наконец поднялся до неслыханных ранее высот, но лишь появление космонавтики показало на самом деле невероятные просторы Вселенной. И хотя пока космос открыт лишь для малой когорты астронавтов, стремительное развитие космического туризма уже совсем скоро сможет существенно увеличить их число. И селфи в космосе и видео с орбиты на мобильный телефон уже очень скоро могут стать реальностью.

ОТ ПЕРВЫХ КОМАНДИРОВОК В КОСМОС

Со времени своего возникновения космонавтика всегда была прерогативой государств, причем только самых состоятельных. Биполярный мир прошлого века обусловил то, что первенство в развитии этой отрасли на протяжении многих лет принадлежало США и СССР. Соответственно, именно они определяли критерии для астронавтов и занимались разработкой технических устройств.

Учитывая особенности социального устройства, не удивительно, что и первый «негосударственный» астронавт отправился в космос именно с американской земли.

Им в 1984 году стал инженер авиастроительной компании McDonnell Douglas Чарльз Уолкер, который был соразработчиком и едва ли не единственным в мире человеком, способным управлять сложным устройством для электрофореза, которое в то время применялось в американских космических миссиях. После длительной подготовки на базе Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), он стал первым человеком из негосударственного сектора, который попал в космос. Хотя после возвращения на Землю Уолкер не планировал новых путешествий, обстоятельства заставили его принять участие еще в двух миссиях.

Уже в следующем году НАСА согласилось отправить в полет сенатора-республиканца Джейка Гарна, который баллотировался на главу профильного сенатского подкомитета и хотел лучше разобраться во всем. В апреле 1985 года в составе миссии STS-51-D он провел в космосе более 167 часов, пролетев 2,5 млн миль и 108 раз облетев вокруг Земли. Интересно, что в космосе он находился в роли наблюдателя от Сената и… объекта для исследования синдрома космической адаптации. Этот синдром по своим симптомам похож на морскую болезнь и наблюдается у 30-50% всех космонавтов. Однако, реакция Гарна была такой тяжелой, что после его возвращения на Землю, в быт вошла шуточная единица измерения тяжести состояния – один «гарн». По словам известного инструктора НАСА Роберта Стивенсона, большинство астронавтов испытывают дискомфорт не более 1/10 «гарна» по этой шкале.

Уже через полгода после Гарна в космос отправился его коллега-республиканец Билл Нельсон, а в 1990-м японское телевидение за 28 млн долл. купило для своего корреспондента Тойохиро Акиями «билет» на космическую станцию «Мир», откуда он вел ежедневные телепередачи.

Впрочем, путешествия всех этих людей оплачивал их работодатель, то есть это были своеобразные командировки. До старта коммерческого космического туризма оставалось еще десятилетие.

…ДО КОММЕРЧЕСКИХ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ

28 апреля 2001 года навсегда вошло в анналы мировой космонавтики, ведь в этот день появился первый настоящий космический турист. Им стал американский богач Деннис Тито, который побывал на борту Международной космической станции. На пути к вожделенному космосу Тито пришлось преодолеть много препятствий, в том числе бюрократических. НАСА негативно относилось к идее отправки в миссию неподготовленных людей и отказало ему. Впрочем, Деннис не расстроился и обратился к россиянам, которые за вознаграждение согласились воплотить его желание. Мужчине, которому на момент полета шел уже 61-й год, пришлось также пройти длительную подготовку и сдать множество тестов. Однако, по его собственным словам, игра стоила свеч. После возвращения на Землю Тито не оставлял идеи снова подняться в космос и в 2013 году даже объявил о намерении через пять лет отправить пилотируемый космический корабль на Марс. Правда, со временем признал, что без значительной поддержки со стороны НАСА воплотить эту идею в жизнь не сможет.

Впрочем, главной заслугой Тито является то, что он проложил дорогу в космос для преемников. Уже через год его путь повторил Марк Шатлворс, в 2005-м – Грегори Олсен, а в 2006-м – американка иранского происхождения Аноушех Ансари – первая женщина в этой роли. По состоянию на сегодняшний день в мире есть семь космических туристов, один из которых (Чарльз Симони) побывал в космосе дважды.

Но семь человек – много ли это для семимиллиардного мира? Понятно, что нет, и на пути у новых туристо-астронавтов стоит банальная причина: деньги. Если за полет первого «частника» Чарльза Уолкера McDonnell Douglas заплатил 40 тыс. долл. (что в наше время стоит около 92 тыс.), то Деннису Тито его прихоть обошлась в 20 млн., а последнему на сегодняшний день космического туристу, канадцу Гаю Лалиберте, который побывал на МКС в 2009 году, – почти 40 млн долл.

Для расширения рынка космическому туризму необходимо радикальное снижение цены, и над этим уже некоторое время работают несколько известных частных компаний.

ВПЕРЕД И ВВЕРХ

Два с половиной часа полета, из которых несколько минут – в космосе (то есть на высоте более 100 км над уровнем моря) будут стоить вам 250 тыс. долл. Если предложение выглядит заманчивым, то надо торопиться, потому что билетов по такой цене осталось уже немного, а в дальнейшем цена будет только расти. Именно такие условия предлагает своим клиентам компания «Virgin Galactic». Правда, точной даты полета ее владелец – эпатажный Ричард Брэнсон пока называть не берется. Его первоначальный план предусматривал первый коммерческий суборбитальный полет в 2014 году, однако после серии неудач и аварий этот график пришлось пересмотреть. На регулярные вопросы «Когда?» в компании обычно отвечают, что не ставят четких дедлайнов, ведь считают своим главным приоритетом безопасность будущих пассажиров. Несмотря на довольно туманные перспективы полета, свои билеты уже приобрело несколько сотен человек, среди которых – ученый Стивен Хокинг, актеры Том Хэнкс, Брэд Пит и Анджелина Джоли, австралийский журналист Уилсон да Силва и многие другие. В 2009 году приобрел свой билет и нынешний мэр Днипра Борис Филатов.

Для своего космического бизнеса Ричард Брэнсон действительно вынашивает наполеоновские планы: кроме пяти специально разработанных орбитальных самолетов, он хочет создать еще и частный космодром, где разместит всю необходимую инфраструктуру для массовых коммерческих рейсов в космос. «Думаю, что в течение следующих 20 лет мы поднимем в космос сотни тысяч людей, и это даст нам финансовые ресурсы для еще больших свершений», – сказал как-то Брэнсон.

Лелеют планы относительно коммерциализации космоса и другие компании. Так, знаменитый Илон Маск в феврале этого года объявил о намерении уже в конце 2018-ого отправить двух туристов в полет вокруг Луны. По его словам, два частных лица уже внесли «значительную сумму» за возможность увидеть обратную сторону спутника Земли. Цена этого удовольствия пока не раскрывается, но она будет сопоставима с полетом на МКС, то есть будет измеряться десятками миллионов долларов.

НЕ ПОЛЕТОМ ЕДИНЫМ

В то же время, на фоне увлечения космическими путешествиями, некоторые предприниматели решили коммерциализировать другие аспекты, кроме собственно полета. К примеру, американский гостиничный магнат Роберт Бигелоу выкупил у НАСА и усовершенствовал концепт орбитального жилого модуля, который потенциально будет способен вращаться вокруг земли и будет предлагать достаточный уровень комфорта на 330 кв.м площади. Два прототипа этого дома уже даже были запущены в космос.

Желающим доступны также ряд предложений относительно путешествия на Марс или даже основания на Красной планете постоянного поселения. Свою роль в этом видит и «SpaceX», одной из задач которой является помощь человечеству в создании постоянной самодостаточной колонии на Марсе в течение следующих 50-100 лет».

НОВЫЕ ВЫЗОВЫНЕОЖИДАННЫЕ РЕШЕНИЯ

Однако, вместе с огромным количеством благ, которые несут с собой новейшие технологии и активизация исследования Вселенной, они создают и серьезные, ранее не известные угрозы, одной из которых является воздействие на планетарную экологию.

В 2010 году научное издание «Geophysical Research Letters» на заказ НАСА попыталось исследовать влияние развития коммерческого частного космического транспорта на окружающую среду. Результаты были впечатляющими: суборбитальные пуски всего 1000 гибридных ракет из одной локации приведут к росту температуры воздуха на полюсах Земли на 0,2-1 градус, похолоданию на экваторе на 0,4 и потере до 6% озонового слоя. Хотя ученые и попросили не усматривать в их исследовании «точное предсказание», однако признали, что оно должно продемонстрировать чувствительность атмосферы к масштабным разрывам, к которым может привести массовый коммерческих туризм.

Кроме далеко идущих экологических последствий, как будущие, так и нынешние астронавты подвергают себя и более насущной опасности – авиакатастрофе. Несмотря на свою техническую «продвинутость», современные космические аппараты являются очень опасными для экипажа. Учитывая огромное количество различных приборов на борту, шансы сбоя являются достаточно высокими, несмотря на все усилия инженеров.

Печально известный случай с космическим шаттлом «Челленджер», который потерпел крушение из-за маленького повреждения уплотнительного кольца, показал уязвимость этих аппаратов к техническим неполадкам, даже таким мелким. К сожалению, эти выводы были сделаны уже после гибели всех семи членов экипажа, которые погибли через 80 секунд после момента взлета. Не помогли они и экипажу шаттла «Колумбия», который взорвался за 16 минут до предполагаемого времени посадки 1 февраля 2003 года. В целом же за годы исследования космоса «при исполнении» погибло 18 астронавтов в 4 отдельных инцидентах. Еще 11 человек погибли во время подготовки к полетам.

Все же вряд ли такие опасности остановят усилия частных компаний по исследованию космоса. Для лидеров этого процесса, таких как Илон Маск и Ричард Брэнсон, запуск коммерческих космических полетов стал уже чем-то значительно большим, чем бизнес- идеей. Они ней горят и зажигают других. Пусть техническая база пока недостаточная, однако прогресс уже не остановить. Маск как-то заявил, что хочет умереть на Марсе, однако не от столкновения с ним. И есть основания думать, что ему удастся воплотить свою мечту.

Максим Наливайко